Студенческая форма: дисциплина и престиж или запрет на самовыражение? - 8 Декабря 2016 - Гуманитарный колледж
г. Тольятти, ул. Юбилейная, 59. Тел. +7 (8482) 51-05-54
Главное меню
Студенческая форма: дисциплина и престиж или запрет на самовыражение?

Студентки группы П-21 Матвеева Дарья, Проскурякова Екатерина, Семашкова Анастасия под руководством преподавателя Ершовой Н. Н. размышляют о том, зачем студенты Гуманитарного колледжа должны носить  форму.

Одежда как модель самовыражения

Еще глубокой древности, одежда была неотъемлемой частью человеческого образа. Люди стремились  прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Вероятнее всего, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как реальной, так и  ирреальной. С её помощью человек выражает свои вкусовые предпочтения, характер, настроение. Она показывает окружающим:  наш статус, положение и  род  деятельности.

С каждым годом в наш гардероб входит по нескольку аксессуаров. Порой,  мы просто не замечаем этого. Одежда как модель самовыражения. Этот  термин стал встречаться нам всё чаще. Это объясняется тем, что в возрасте 14-15 лет, у подростков формируется определенный стиль.  Молодые люди привыкли  выражать свои эмоции и чувства через свою одежду или украшения. В результате этого, человек настолько привыкает к своему образу, что это не редко приводит к проблемам в сфере образования, бизнесе, коллективе и социальной среде.

Внешний вид студента Гуманитарного колледжа – актуальная проблема

В Гуманитарном колледже уже много лет существует студенческая форма. Студенты с честью  носят её и с гордостью хранят эмблемы родного колледжа.  Но в последнее время,  некоторые студенты  отказываются одевать на занятия форму, объясняя это целым рядом причин. Это стало большой проблемой как для преподавателей, так и для самих учащихся. Так как внешний вид – есть выражение внутреннего облика. А студенты Гуманитарного колледжа воспитываются не только морально, но, что очень важно, и духовно. Тема внешнего облика стала очень актуальной в нашем колледже.

Так что же такое форма?

Форма - это обязательная повседневная одежда для учеников и студентов  во время их нахождения в учебных заведениях.

В настоящее время (2016 год) единой формы для учебных учреждений России не принято, хотя ношение формы как совокупности предметов единого стиля для учеников внутри каждой конкретного учебного заведения обязательно. Решение о ношении тех или иных предметов формы с той или иной установленной расцветкой или символикой принимается обычно на уровне отдельных учреждений, их попечительских советов, родителей и педагогов.

Форма дисциплинирует человека. Единая форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде. Ученик в форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы "В чем пойти на занятия", у учеников возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.

Эмблема на костюме помогает ребенка почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этому учебному заведению. Если одежда приходится  ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

История зарождения и развития формы одежды

История школьной формы в Росси берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А 1896 году введено положение о гимназической форме для девочек. Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

 Что же касается студенческого костюма то можно заметить, что он становится  обязательным  лишь после Великой  Отечественной в 1948 году в СССР вводится единая студенческая форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки — коричневые шерстяные платья с черным передником. В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.

На данный момент все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.

Психологический фактор влияния формы на процесс обучения

Целью любого государства в сфере образования является повышение качества обучения в любых учебных заведениях. По мнению многих психологов и педагогов, в процессе образования ученик должен стремится к самосовершенствованию в области науки, прикладного искусства и развитию творческих способностей, выявляя в себе новые качества. Задача государства – обеспечить все условия для качественного получения учениками знаний, а также, насколько это возможно, устранить неблагоприятные факторы, препятствующие процессу обучения.

Один из приёмов - это введение обязательной школьной, а в некоторых случаях,  и студенческой формы, поскольку она мобилизует, создает ощущение комфорта и среды, она не дает визуального дробления, как для студентов, школьников, так для преподавателей, не отвлекает внимания.  

Как утверждает советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор  академик РАХ, Зайцев В.М.  « Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут обращаться окружающие. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный «dress code» может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго»

Данное высказывание подтверждает тот факт, что костюм дисциплинирует не только физически но и морально. Он способствует формированию нравственных норм и качеств, которые оказывают положительное влияние на восприятие и усвоение информации. Тем самым, повышая качество обучения.

Форма как система контроля над формированием имиджа

Многие психологи и психотерапевты высказываются против школьной и студенческой формы, полагая, что она приводит к «уравниловке», потере индивидуальности, может вызвать чувство забитости, либо, наоборот, спровоцировать эпатажное поведение у подростков. Но с другой стороны «бесформенная свобода», также отрицательно сказывается и на психике ребенка. Отсюда первая задача школьной и студенческой формы — замаскировать социальное неравенство в детской и подростковой  среде.

По мнению многих психологов, личность учащегося в школьной среде оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Если ребенок не имеет привычки одеваться в том стиле, в котором ему психологически уютно, он беззащитен. В этом случае единая форма для всех не очень хороша. А вот если она выступает как эмблема учебного заведения, которому есть, чем гордиться (традициями, уважительным отношением к ученикам, высоким уровнем образования), тогда она уже будет своеобразной психологической защитой.

Как любой другой человек студент нуждается в уважении к собственной личности, и выбор стиля одежды для школьников и студентов должен выходить именно из этого уважения.

В юношеском возрасте особенно проявляется стремление к самоутверждению путем использования престижной одежды.  Выработанная с детства привычка к потреблению дорогих товаров может перерасти к потребительству, потребление превращается в средство социального самоутверждения, а достижение материального благополучия становится целью жизни. Поэтому требуется повысить внимание к воспитательной функции одежды со стороны работников науки, а также родителей и педагогов.

Исследование история возникновения студенческой формы в Гуманитарном колледже

Гуманитарный колледж  открылся в  2010 году. С первого года существования и работы, было понятно, что его учащиеся  должны  отличатся от студентов других колледжей и вузов Тольятти. Гуманитарный колледж - это центр не только образовательный, но, что немаловажно, и духовно-нравственный.

Студенты должны демонстрировать эти подходы  и внешними признаками. Но как? Именно тогда зародилась идея создания студенческой формы. Дизайн разрабатывался несколько месяцев.  Почему так долго? Всё дело в том, что данный вид костюма не должен  был создавать комплексов у студентов, он должен выглядеть  строго и достаточно стильно.

Таким образом,  в 2013 году,  руководством колледжа директором Клименко Ириной Александровной и  председателем Управляющего совета протоиреем  Дмитрием Лескиным был утвержден данный вид формы. Совместными усилиями в  швейной мастерской - ателье под руководством Мусатовой Елены Викторовны  был создан первый фасон формы.  Он относился к классическому стилю. У  девочек – это  прямая юбка-карандаш до колен  и жилетка с логотипом колледжа. У парней - черные классические брюки  и жилетка с логотипом колледжа. Как у девочек, так и у мальчиков, на левой стороне жилетки в области сердца размещается эмблема Гуманитарного колледжа. Это логотип был создан  в 2010 году. После долгих работ и исследований  была готова модель костюма,  которую  впервые надела студентка нашего колледжа Кондратьева Алина (выпускница 2014 года).  

Форма в Гуманитарном колледже  - её достоинства и недостатки

С момента появления формы в Гуманитарном колледже  прошло уже достаточно времени, чтобы студенты оценили её достоинства и недостатки. Многие понимают, что данный вид костюма необходим, он подчеркивает статусность и дисциплину колледжа. Однако,  среди наших учащихся, есть люди,  которые просто не понимают, зачем нужен столь строгий «dress code».

Форма нужна для того, чтобы приучить студента  к дисциплине, строгости и опрятности, именно так гласит устав колледжа. Форма также не дает студентам  право выделяться из общей массы, создавая при этом чувства равноправности и коллективной этики.

Вопрос о необходимости формы является одним из самых главных в жизни студента.  И ответы на него, каждый учащийся находит самостоятельно. Очень многие защищают школьный вид костюма, но аргументов против стандарта не меньше.

Мы попыталась проанализировать все «за» и «против». В защиту формы некоторые студенты  приводят свои аргументы: «Все учащиеся   равны, не видно социальных различий», «Нет ощущения закомплексованности, по поводу внешнего вида», «Не нужно думать о том, в чем пойти сегодня в колледж».

С другой стороны существуют мнения противников формы. Именно так, они поясняют своё отношение к данному костюму: «Студенты  превратились в серую, скучную массу», «Нет индивидуальности», «Предположим, я нечаянно прожгла утюгом свою форму, что же мне сейчас делать?»

Каждый студент  должен выглядеть чисто, аккуратно и прилично и опрятно. По поводу внешнего вида, в уставе колледжа прописано,  что в данном учебном учреждении, нельзя ходить в одежде ярких цветов (ярко-желтом, салатовом, ярко-розовом) Преподавателю  очень сложно работать, когда перед ним целыми днями пёстрая группа. Это отвлекает внимание и несет нагрузку на восприятие и подачу информации.  Дома каждый может одеваться так, как ему хочется, но в колледже  все должны подчиняться правилам, общепринятым нормам и ходить в форме.

Мы провели опрос среди 46 студентов нашего колледжа  в котором выяснили, что отношение к форме в Гуманитарном колледже у 65% положительное, а у 35 % отрицательное.

Выводы

Мы думаем, что данное исследование  и наше выступление будет способствовать тому, что студенты колледжа будут относиться к форме более осмысленно, поймут для чего и зачем она нужна.  Мы пришли к выводу, что наличие формы просто необходимо в данном учебном учреждении.

В-первую очередь, это связанно с сохранением статусности колледжа, его нравственными устоями. Заглядывая в историю, мы видим не мало примеров, подтверждающих то, что форма всегда дисциплинировала и возвышала человека в глазах окружающих, предавая его образу значимость и подчеркивая социальное положение.

Предполагаемым результатом мы видим, чтобы как можно больше студентов пересмотрели свое отношение к внешнему виду. Не зря гласит народная мудрость «Встречают по одежке, а провожают по уму!» По одежде можно с легкостью установить характер, темперамент и воспитанность человека. По этому, нельзя стать человеком пунктуальным и деловым не привыкая при этом к порядку. А порядок - закладывается путем контроля над своим образом, поведением и чувствами. Студенческая форма помогает сформировать в человеке эти качества. Приводя в гармонию сознание, мышление и разум. 

Волонтёры - Гуманитарный колледж Тольятти
Волонтёры - Гуманитарный колледж Тольятти
Волонтёры - Гуманитарный колледж Тольятти
Солисты ансамбля Казачий круг в гостях у студентов Гуманитарного колледжа
Солисты ансамбля Казачий круг в гостях у студентов Гуманитарного колледжа
Солисты ансамбля Казачий круг в гостях у студентов Гуманитарного колледжа
Солисты ансамбля Казачий круг в гостях у студентов Гуманитарного колледжа
Солисты ансамбля Казачий круг в гостях у студентов Гуманитарного колледжа
Солисты ансамбля Казачий круг в гостях у студентов Гуманитарного колледжа
Гуманитарный колледж Тольятти

Популярные темы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar