9 февраля 2023 г. в актовом зале Гуманитарного колледжа прошла встреча студентов 1 курса групп КП-11, ИСП-11, ДО-11, ПДО-11, ПСО-11 с тремя священнослужителями протоиереем Алексием Ундером, иеромонахом Герасимом (Вертеем) и иереем Василием Сафоновым.
Поводом для встречи послужила дата 8 февраля – день последней дуэли великого русского поэта А.С. Пушкина, в результате которой он был смертельно ранен и через два дня скончался.
Иерей Василий Сафонов, клирик храма в честь Святой Троицы г. Тольятти рассказал студентам о том, что при строительстве Тольятти первоначально планировалось, что на месте Обелиска славы на Площади Свободы должен был стоять памятник А.С. Пушкину, а площадь могла называться Пушкинской, как и прилегающий к ней бульвар. Но впоследствии от этого отказались. Также ребята узнали, что в нашем городе есть небольшой памятник поэту – лицеисту, который стоит на территории школы № 82. Его открытие состоялось в 2020 году. Автор памятника - скульптор Алексей Кузнецов.
Протоиерей Алексий Ундер, клирик храма в честь Святой Троицы г. Тольятти, преподаватель Гуманитарного колледжа и преподаватель русского языки и литературы А.А. Милова провели викторину, посвященную дуэли и последним дням поэта. Места во время викторины распределились следующим образом: 1 место – ПДО -11, 2 место – КП-11 и ДО-11, 3 место – ИСП-11, ПСО-11.
Ребята вспомнили, что дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его самого. Условия дуэли, по настоянию поэта, были смертельными и не давали никому из противников шанса уцелеть: барьер отделял врагов на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Дантес выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина в правую сторону живота. Поэт упал, но потом приподнялся на руку, подозвал Дантеса к барьеру. Прицелившись, выстрелил и, увидев, что противник его упал, закричал: "Браво!". Рана Дантеса оказалась не опасной; пуля, направленная в грудь, попала в мякоть руки, которой Дантес прикрыл грудь. Раненый Пушкин был доставлен к себе на квартиру. Позже приглашенные доктора определили неизбежность трагической развязки — от Пушкина этого не скрыли. К поэту был приглашен священник, который исповедовал его и причастил.
Иеромонах Герасим (Вертей), руководитель отдела по делам молодежи Самарской епархии, радиоведущий, преподаватель Гуманитарного колледжа рассказал студентам, что Русская Православная Церковь очень неодобрительно относилась к дуэлям. В повседневной церковной практике к дуэлянтам, предписывалось относиться как к самоубийцам. Убитый на дуэли должен быть похоронен, как самоубийца, за кладбищенской оградой. Дуэлянтов нельзя было допускать к исповеди и причастию, а нужно подвергнуть церковному покаянию.
В офицерской среде царила особая культура. Честь, которая часто была не чем иным, как проявлением обычной человеческой гордыни, считалась высшей ценностью. В некоторые периоды российской истории малейшее посягательство на нее — насмешка, косой взгляд, жест, даже неумышленное проявление неуважения — вызывало бурную реакцию и могло привести к вызову на дуэль. Человек, проглотивший обиду и не бросивший обидчику перчатку, считался навсегда опозоренным. И дуэль была, по сути, социально одобряемым убийством. Справедливости ради следует сказать, что государство в царской России боролось с подобными проявлениями офицерской гордыни. За дуэли, в случае если о них становилось известно, следовало наказание в виде лишения чинов, ссылки, каторги и даже смертной казни.
Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался сообщениями с императором Николаем I. Посредниками были В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина. Врач первым стал посредником между умирающим поэтом и царём: он передал царю просьбу поэта о помиловании секунданта Данзаса. . Также поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли. Поэт обрёл вечный покой на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии.
Отец Герасим еще раз напомнил студентам о том, что самоубийство является одним из самых страшных грехов, который невозможно искупить.
Популярные темы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.