19 ноября 2021 г. в рамках III Поволжского педагогического форума «Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы. Воспитание и образование: от смыслов к действию» директор Гуманитарного колледжа И.А. Клименко выступила модератором круглого стола на тему «Содержание и методика преподавания курсов «Основы православной культуры» и «Нравственные основы семейной жизни» в образовательных организациях Самарского региона».
В кругом столе приняли участие руководитель департамента образования Тольятти Лебедева Лариса Михайловна, директора и педагоги школ Тольятти.
Клименко Ирина Александровна в начале работы круглого стола призвала к конструктивному диалогу, необходимости обсудить сложности ведения курса, напомнила о том, как он появился с сентября 2020 года в школах, а с сентября 2021 года в колледжах всего Самарского региона.
Авторами учебного пособия и УМК курса являются священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина). Курс рассчитан на учеников 10-11 классов (34 ч.) и студентов 2 курса колледжей (24 ч.).
Вначале курс прошел апробацию в 80 образовательных организациях Самарской области в 2017-2019 гг. Из них 77,5% изучали курс НОСЖ в рамках учебной деятельности обучающихся, а 2,5% интегрировали основные темы курса НОСЖ в программу воспитательной работы школы. Школы самостоятельно определяли наиболее приемлемую для них форму проведения аттестации: 47,9% - безотметочное обучение; 25,4 % – зачет; 16,9 % - собеседование; 8,5 % - защита проектов; 1,4% - отметка.
На протяжении всего времени обучения собирались отзывы учеников, родителей, педагогов, преподающих курс и классных руководителей. В 50 школах более 80% педагогов, учеников и родителей позитивно отозвались о курсе, в остальных школах позитивные отзывы составили от 50 до 75 %.
На протяжении двух лет велась предварительная апробации курса, а в марте 2019 года был проведено анкетирование старшеклассников с целью сравнения образовательных результатов старшеклассников до и после изучения курса. Выявлена позитивная динамика в освоении традиционных семейных ценностей обучающимися: количество старшеклассников, которые в будущем планируют создать семью, выросло почти на 10 %, количество учащихся, не планирующих будущую семью, уменьшилось с 8,2 до 4,3 %.
На вопрос о том, сколько детей хотели иметь в своей будущей семье, 80% учеников до изучения курса назвали одного или двух, 8,4% - трех и более. После изучения курса двух детей планируют 50 %, трех и более - 21%. Не желание иметь детей снизилось с 12,7 до 9,3 %.
Количество желающих прожить с одним супругом всю жизнь выросло с 49 до 85 процентов. Задумались о нравственных законах жизни более 63% учащихся, до изучения курса таких было 34 %.
Наибольшая динамика достигнута в изменении отношения молодых людей к «пробному браку». В три раза уменьшилось количество старшеклассников, считающих допустимым для себя внебрачную форму сожительства.
Ирина Александровна привела некоторые отзывы старшеклассников, родителей, учителей о курсе Нравственные основы семейной жизни».
Виолетта К.: «Сначала казалось, что нам будут читать скучные лекции, а так как предмет ведет директор, то были предположения, что нас будут и отчитывать порой. Но – этот предмет нужен не только чтобы обучить нас семейным и жизненным ценностям, это какая разгрузка среди учебного дня, на котором мы можем поговорить о тех вещах, которые были бы неуместны на других уроках!».
Анастасия Ш.: «Муж будет знать свои обязанности перед семьей, жена научится мудрости».
Алексей С.: «В нынешнее смутное время, этот предмет это единственный луч света в инфотьме!».
Иван Н.: «Предмет НОСЖ нужен, так как нравственным воспитанием молодежи никто не занимается».
Родительница Ольга Владимировна: «Я считаю, что предмет Нравственные основы семейной жизни в школе необходим, так как он позволяет детям задуматься о взаимоотношении между полами, даёт основы понимания семейной жизни, даёт основы нравственности, позволяет задуматься об ответственности при создании семьи. Этот предмет поднимает важные жизненные вопросы, которые необходимо обсуждать. Родители не всегда находят время и нужные слова для бесед с детьми и этот предмет хорошее подспорье. Только возможно этот предмет нужно начинать изучать немного раньше в связи с тем, что теперь наши дети взрослеют раньше».
Учитель Людмила Владимировна: «Нравственные основы семейной жизни это тот предмет, который необходим подрастающему поколению как повод к разговору о жизни. Появляется возможность выслушать мнение сверстников на заданную тему и, что не менее важно, услышать комментарии учителя, основанные на высказываниях психологов, учёных и писателей, философов».
Учебно-методический комплекс курса позволяет использовать в процессе обучения различные формы проведения уроков: беседы и лекции; семинарские занятия и диспуты; анкетирование и тестирование; просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий; написание эссе, защита рефератов и других творческих работ. Курс является безотметочным, хотя предполагает текущий и итоговый контроль знаний учащихся. Система контроля знаний учащихся в ходе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» может быть построена по-разному.
Инициатива введения курса принадлежит Матанцевой Мария Александровне, руководителю Регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Самарской области. Инициатива Союза православных женщин нашла отклик в министерстве образования и науки Самарской области, и уже через год появилось учебное пособие для школ, а затем и для средних профессиональных образовательных учреждений.
Морозова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии Самарского государственного университета путей сообщений, преподаватель педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии выступила с сообщением «Развитие семейного сознания личности в образовательном учреждении». Она подчеркнула огромную значимость курса. О семейных ценностях, сохранении брака и традиционной семьи Елена Анатольевна говорит со студентами вузов, студентами духовной семинарии, она является одним из ведущих специалистов в данной области в нашем регионе.
Елена Анатольевна практикующий психолог, лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», имеет более 80 печатных работ, в круг ее научных интересов входит взаимосвязь духовного и психологического аспектов в семье и личности, кризисе современной семьи и путях выхода из него. Научная тема исследования Елены Анатольевны «Психология ментальности у молодежи» - https://famous-scientists.ru/list/8769
Елена Анатольевна рассказала о кризисе современной семьи и его проявлениях, о традиции как духовном основание стабильности семьи.
Книги Елены Анатольевны можно прочесть онлай - https://www.koob.ru/morozova_e/
Сураева Людмила Михайловна, директор «МБУ Гимназия № 35» г.о. Тольятти поделилась личным опытом преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» в школе № 35 г. Тольятти, показала видео-отзывы школьников. На свои уроки Людмила Михайловна приглашает врачей, священнослужителей, психологов, представителей ЗАГСа, уроки проходят всегда в атмосфере взаимной заинтересованности, поднимают сложные вопросы взаимоотношений, первой любви, верности, гармонии в браке, проблем разводов в семьях. Людмила Михайлова отметила, что такие уроки должны начинаться в школе гораздо раньше, уже с 5-6 класса детей волнуют вопросы межличностных отношений, любви, дружбы, привязанности.
Иерей Олег Капитанов, клирик Покровского храма г.о. Тольятти поделился опытом преподавания основ православной культуры и курса «Нравственные основы семейной жизни» в школах Тольятти, он окормляет 11 школ. Эти два курса взаимно дополняют друг друга, говорят о традиционных ценностях.
С заключительным словом к собравшимся обратилась руководитель департамента образования Тольятти Лебедева Лариса Михайловна, подчеркнув особую значимость православной культуры и традиционных ценностей для современной школы. Она обратила внимание, что сегодня в обществе развивается является кризис традиционных ценностей, то, что считалось совершенно неприемлемым 30-40 лет назад, воспринимается сегодня, особенно молодежью, в порядке вещей, информационный поток захлестывает сознание подростков и детей, порой разрушая традиционной представление о браке, семье, гендерной принадлежности. Школа, имея возможность формировать мировоззрение детей, должна отстаивать традиционные ценности.
Завершая круглый стол, Клименко Ирина Александровна процитировала слова Святейшего Патриарха Кирилла из его обращения на встрече в октябре 2021 года к учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Святейший Патриарх сказал: «Удивительно, как актуально сегодня звучат слова, сказанные более ста лет назад одним из новомучеников Российской Церкви — священномучеником Макарием (Гневушевым):
«Церковь Христова и Православное русское государство, несомненно, стоят перед лицом самого страшного врага, нередко меняющего свои вид и наименование, но в существе являющегося всегда одним и тем же. Этот враг — враг христианства и всего созданного им, — это воскресающее язычество. Отсутствие одухотворенности должно оправдать все грубое и жестокое и снять с человека ответственность за злобу и ее проявления. Мало того, эту самую злобу возвести на пьедестал геройства, подвига и фактора, творящего добро.
От трагедии американского Колумбайна до трагедий в Керчи, Казани и Перми причины, побудившие подростков взяться за оружие, лежат, как я уже сказал, в псевдорелигиозной сфере. Если мы не хотим, чтобы человек безграмотно писал, мы учим его орфографии. Если не хотим, чтобы делал математических ошибок, учим математике. Для того чтобы ребенок не попал под машину, мы учим его соблюдать правила дорожного движения. Чтобы предохранить детей от неверного или искаженного восприятия религии, нам следует предоставить им возможность познакомиться с религиозной традицией своего народа, сформировавшей систему нравственных ценностей, лежащих в основе общепринятых норм поведения и законов.
Человек не может быть совершенно безрелигиозен, а-теистичен. Человек так устроен. У него есть глаза, чтобы воспринимать образы, слух, чтобы различать звуки, душа — чтобы общаться с Богом. И если у человека, у ребенка есть доступ к той системе ценностей, к тем нравственным устоям, на которых основана традиционная духовно-нравственная культура народов России — подчеркну, культура религиозная, — у него есть шанс возрастать в добре, стать личностью нравственной, а значит, способной содействовать укреплению нравственных устоев в семейной и общественной жизни».
Популярные темы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.