Из уст в уста или «это совсем другой Каленкор»! - 9 Декабря 2016 - Гуманитарный колледж
г. Тольятти, ул. Юбилейная, 59. Тел. +7 (8482) 51-05-54
Главное меню
Из уст в уста или «это совсем другой Каленкор»!

7 декабря Гуманитарный колледж посетили солисты ансамбля «Казачий круг» (г. Москва) Федор и Наталья Скунцевы, которые некоторые время назад создали и свой отдельный вокальный дуэт «Коленкор». О том, что вкладывают они в это название, немного позже…

Уже более 30 лет ансамбль «Казачий Круг» занимается собиранием, освоением и распространением подлинно народной казачьей песни и других элементов культуры казаков Среднего Дона, Кубани, Терека, запорожских казаков. Ансамбль ставит  своей задачей возрождение характерной, настоящей и подлинной российской песенной традиции. В его  репертуаре представлен казачий народный эпос, исторические, походные, игровые, плясовые песни, героика, мужская лирика, духовные стихи, народный романс и другие жанры народного творчества казаков. 

Их песни почти не похожи на те, как бы «народные» песни, которые исполняются со сцен российской эстрады популярными исполнителями «русско-народных» песен. Потому что творчество ансамбля «Казачий круг» уходит корнями в подлинную, аутентичную народную культуру и традицию.  И каждая песня – это настоящее  открытие и находка.

Основатели ансамбля Владимир Скунцев и его супруга начали собирать песни очень давно, теперь их дети продолжают их дело.  Фольклорные экспедиции в казачьи деревни, близкое знакомство с уходящим поколением носителей казачьей культуры дают песенный материал.  Уходят из жизни  люди, который пели те песни, прерывается традиция, которая только и может что передаться из уст в уста….

Федор и Наталья  порадовали нас своим пением, которое завораживало. Затем были пляски и игры со студентами,  мы водили хороводы. Все участники этого замечательного мероприятия узнали много  интересного и полезного!

И нам удалось взять у них интервью, чему мы очень благодарны.

 

- Что вас привело к казачьей песне?

Федор: Мы занимаемся этим с детства. Наталья  изучала  народную культуру, затем работала в казачьих коллективах.

Наталья: Да, я сначала занималась в ансамбле, позже выяснилось, что в моем роде были казаки, но мое увлечение с этим фактом мало связанно.  Просто я попала в казачий коллектив, мне понравились казачьи песни. И я поняла, что до встречи с коллективом «Казачий круг» я занималась совсем не тем. Из Воронежа, моего родного города, я приехала в Москву, познакомилась с Федором, а у него очень поющая  казачья семья. Так совпало, что мы учились в одном институте и у нас у обоих казачьи корни, мы начали общаться, встречаться.   Позже создали семью и решили, что будет правильно заниматься культурой  казачьих народов,  их традициями, песнями.

- Что объединяет все казачьи песни?

Федор:  В первую, очередь дух казачества и патриотизма. Патриотизм не мнимый, как очень часто бывает сегодня, а который выражается в знании своей культуры, своих корней, истории и традиций. Казак - воин, его воспитание было направленно на любовь и  защиту Родины. К сожалению, сегодня такого понимания патриотизма все меньше, но стоит сказать, что оно понемногу начинает возрождаться в умах людей.

Наталья: Так же казаков объединяет вера в Бога. Она всегда была для казака и любого русского человека неотъемлемой частью. Казак-это воин не только физически, но и воин Христов, поэтому молитва в его жизни  в первую очередь. Вот эти аспекты и объединяют все казачьи песни.

- Что для казака в жизни самое ценное и важное?

Федор: Самое важное, конечно же,  вера, семья, Отечество и его история. Так всегда было, и, надеемся, останется.

- Вы стараетесь петь, соблюдая все традиции и даже диалект каждой песни, но как сами Вы узнаете об этой песне?

Наталья: Это все не так просто, как кажется. Мы не просто услышали песню, нашли в сборнике и начали петь. Нет. Мы ходим в экспедиции в разные села к бабушкам и дедушкам, и не по одному разу. Сначала живем и помогаем им, а потом, когда они понимают, что тебе это действительно интересно, то постепенно вспоминают песни, которые пели на свадьбу, крестины, гулебные  и плясовые жанры. Изучаешь диалект,  а в следующий раз поем все вместе, они еще вспоминают.

Федор: Ведь народная традиция нигде не фиксируется, а передается из уст в уста.

Наталья: Да. Пели с самого детства. Все этапы взросления сопровождались песнями. В конце сам казак  становился носителем этой культуры.

Федор: Это тема очень интересная. Так как следующее поколение уже не сможет услышать то, что смогло наше поколение. Поэтому мы стараемся прививать  нынешнему поколению любовь к своим песням и традициям. И будет зависеть от нас, сможем ли мы это передать и сохранить.

- Что изменилось в вашей жизни со вступлением в «Казачий круг»?

Федор: Так получилось, что я с детства в этой атмосфере, мои родители создали этот коллектив. Сначала я просто слушал и смотрел, позже сам начал участвовать. Вообще наша деятельность не заканчивается на концертах, мы также занимаемся экспедиционной, преподавательской  деятельностью, детей фольклору обучаем.  Мы пели в концертах или просто в быту.

Наталья: В детстве я ходила заниматься в небольшой ансамбль народной песни, для меня, наверное, он был началом в этом направлении. Когда повзрослела, мои ровесники, узнавая про такое увлечение, высказывали недоумение и смеялись надо мной. В силу характера, наверное, я твердо говорила, что песни  мне нравятся, и я буду продолжать петь такие песни. Когда поехала поступать в музыкальное училище, я поняла, что мне это правда нравится, что такое творчество близко  моей душе.

Надо сделать отступление и четко разграничить, что есть фольклор, то что было действительно народное, а  есть советская массовая культура , тоже называется народная, но она придуманная. Просто эти песни  исполняются в народных традициях. Например, Надежда Бабкина поет  песни, именно придуманные в советское время, а не исконно русско-народные песни. И когда я приехала в Москву, познакомилась с Федором, с «Казачьим кругом», то для меня стало  большим открытием узнать, что до этого я сама пела авторские песни, то есть выдуманные. Федор со своей семьей, был основополагающим моментом, и тогда  я поняла, что  хочу заниматься настоящим фольклором. Вот, и  занимаемся им по сей день.

- Как принимает Вас публика?

Федор:  Публика принимает нас по-разному, смотря как это преподнести. Мы стараемся преподносить этот материал: песни и танцы  - так, чтобы было интересно. Придаем живость всему этому, чтобы это не было походом  в музей, узнал и ушел, ничего не осталось.

- Как Вы считаете, в современной жизни актуальны и полезны казачьи песни?

Федор: Мне так кажется, что каждый народ должен знать свою культуру. Ни у одного народа нет такой развитой богатой песенной традиции, как у русского человека. Настоящая русская песня, протяжная и лирическая, несет в себе очень богатый колорит и структуру, музыкальную схему наших народностей, в огромной Российской стране. Это наше достояние, и поэтому я так радикален в этом вопросе: это должен знать каждый, а  еще лучше исполнять.

- В конце нашего интересного интервью пожелайте что-нибудь нашим студентам.

Наталья: Мы желаем, чтобы не забывали свою историю, без неё могут совершаться те же самые ошибки, что  100  и 200 лет назад. В первую очередь нужно знать свою историю, культуру. Есть батюшка из Сахалина (мы с ним сотрудничаем), который приезжает на форум, где собираются представители разных национальностей, и вызывает от каждой нации по представителю. И предлагает им исполнить песню, танец и молитву своего народа. Практически все это сделали, кроме русского человека. Все гордятся своими костюмами, а русский не знает его, надевает что-то измененное, от этого у молодого поколения это вызывает отвращение. Сейчас век информации, но нужно отделять зерна от плевел. Чтобы не впасть в заблуждение. Наша молодежь, уезжая за границу, быстро становится американцем, французом, забывая о своей традиции. Значит, человек душевно  пуст внутри, душа его, как сосуд.

Федор: Поэтому мы желаем, чтобы молодое поколение не стеснялось ничего своего, верили в Бога и ходили в церковь. Изучали свою историю и культуру, а так же были активными и инициативными, никто за вас ничего не сделает.

Недавно Федор и Наталья создали и свой вокальный семейный дуэт, который назвали «Коленкор».  Что вложили они в это название? Коленкор – это прочная ткань, которая использовалась для переплета книг.  То есть – основа, связующая нить и прочность. Так и их дело,  и творчество  - это связь поколений, это непрерывная традиция и основа нашей культуры.

Алещенко А., Маник А., КП-31

Солисты ансамбля Казачий круг в гостях у студентов Гуманитарного колледжа
Волонтёры - Гуманитарный колледж Тольятти
Волонтёры - Гуманитарный колледж Тольятти
Гуманитарный колледж Тольятти

Популярные темы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar