Гуманитарный колледж - Памятка по охране собственного труда для преподавателя
г. Тольятти, ул. Юбилейная, 59. Тел. +7 (8482) 51-05-54
Главное меню
Памятка по охране собственного труда для преподавателя

Уважаемые преподаватели Гуманитарного колледжа!

Берегите себя на рабочем месте, помните основные правила по охране собственного труда!


 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе с использованием персонального компьютера, аудио- и видеотехники, копировально-множительной техники, факсимильного аппарата и другого учебного оборудования допускается преподаватель, имеющий соответствующую выполняемой работе квалификацию, прошедший вводный инструктаж по охране труда, обученный безопасности труда при работе с учебным оборудованием.

1.2. Для выполнения работ с учебным электрическим оборудованием следует изучить инструкции по его эксплуатации, пройти специальный инструктаж и получить группу I по электробезопасности.

1.4. Преподаватель, выполняющий работу с использованием персонального компьютера, аудио- и видеотехники, копировально-множительной техники, факсимильного аппарата и другого учебного оборудования, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в шесть месяцев должен проходить повторный инструктаж по охране труда.

1.5. Преподаватель, допущенный к постоянной работе на персональном компьютере (более 50% рабочего времени) перед поступлением на работу и в дальнейшем периодически (не реже 1 раза в год) должен проходить медицинские осмотры.

1.6. Преподаватель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: правила технической эксплуатации и требования безопасности при работе с учебным оборудованием, способы рациональной организации рабочего места, санитарно-гигиенические требования к условиям труда, опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на человека, в том числе, на обучающихся.

1.7. Преподаватель, направленный для участия в несвойственных его должности работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.8. Преподавателю запрещается пользоваться учебным оборудованием, приборами и инструментом, безопасному обращению с которыми он не обучен.

1.9. Во время работы на преподавателя могут воздействовать в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

- перенапряжение зрительного анализатора при длительной работе за экраном монитора;

- длительное статическое напряжение мышц спины, шеи, рук и ног, что может привести к статическим перегрузкам;

-ионизирующие и неионизирующие излучения, источниками которых являются мониторы персональных компьютеров;

- статическое электричество;

- движущиеся части копировально-множительной техники;

- загрязнение рук химическими веществами, входящими в состав красок, порошков копировально-множительной техники;

- недостаточная освещенность рабочего места;

- электрический ток, путь которого в случае замыкания на корпус может пройти через тело человека;

- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения поверхностей, по которым перемещается преподаватель);

- возможность спотыкания о препятствия во время ходьбы.

1.10. Преподаватель, в особенности работающий на персональном компьютере, должен соблюдать установленные для него режимы труда и отдыха.

1.11. Для предупреждения возможности возникновения пожара преподаватель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников и обучающихся.

1.12. Для предупреждения заболеваний следует знать и соблюдать правила личной гигиены.

1.13. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.14. Если преподаватель оказался свидетелем несчастного случая, он должен оказать пострадавшему первую помощь и сообщить о случившемся руководителю.

1.15. Преподаватель должен уметь оказать первую помощь, в том числе при поражении электрическим током, пользоваться медицинской аптечкой.


 

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы преподавателю следует рационально организовать свое рабочее место.

2.2. При использовании персонального компьютера на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтера, сканера и др.) с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м на одно рабочее место пользователя.

2.3. Если в помещении расположены несколько рабочих мест, то расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

2.4. Не рекомендуется располагать видеомонитор экраном к окну.

2.5. Для того чтобы в процессе работы не возникало перенапряжение зрительного анализатора, следует проверить, чтобы на клавиатуре и экране монитора не было бликов света.

2.6. Для повышения контрастности изображения перед началом работы следует очистить экран монитора от пыли, которая интенсивно оседает на нем под воздействием зарядов статического электричества.

2.7. Преподаватель должен убрать с рабочего места все лишние предметы, не используемые в работе.

2.8. Перед началом работы на учебном оборудовании необходимо его осмотреть и убедиться в полной исправности, в том числе визуально проверить исправность электрического шнура, вилки и розетки, с помощью которых осуществляется питание этого оборудования.

2.9. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места; кроме того, должны отсутствовать резкие тени, а все предметы должны быть отчетливо различимы.

2.10. Преподаватель должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности обучающихся, выполнены.

2.11. Преподаватель не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности обучающихся при выполнении предстоящей учебной работы.


 

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы преподавателю не разрешается оставлять обучающихся, работающих с учебным оборудованием, без присмотра; это допускается только в исключительных случаях с разрешения непосредственного руководителя.

3.2. Преподаватель должен включать учебное оборудование в работу в той последовательности, которая определена инструкцией по эксплуатации.

3.3. Для подключения учебного оборудования к электрической сети необходимо использовать шнур питания, поставляемый в комплекте с оборудованием; не следует использовать для этой цели самодельные электрические шнуры.

3.4. При помощи поворотной площадки монитор персонального компьютера должен быть отрегулирован в соответствии с рабочей позой пользователя.

3.5. Рабочее место пользователя персональным компьютером следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°.

3.6. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

3.7. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

3.8. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

3.9. Для уменьшения напряжения зрения следует установить на экране монитора оптимальный цветовой режим (если такая возможность имеется); при этом рекомендуются ненасыщенные цвета: светло-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый, желто-коричневый; по возможности следует избегать насыщенных цветов, особенно красного, синего, ярко-зеленого.

3.10. Для уменьшения зрительной утомляемости пользователю предпочтительнее работать в таком режиме, чтобы на светлом экране видеомонитора были темные символы.

3.11. С целью снижения зрительного и костно-мышечного утомления пользователю следует соблюдать установленный режим труда и отдыха.

3.12. Для снятия зрительного и позотонического напряжения пользователю в процессе работы следует устраивать микропаузы продолжительностью 1-3 мин.

3.13. Во время перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития позотонического утомления рекомендуется выполнять специальные комплексы физических упражнений.

3.14. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).

3.15. Все работы на копировально-множительной технике должны выполняться в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации.

3.16. Копировально-множительная техника должна быть снабжена гибким шнуром с исправной штепсельной вилкой; конструкция штепсельных вилок должна исключать возможность сочленения их с розетками, рассчитанными на другое напряжение.

3.17. Копировально-множительная техника, имеющая любые дефекты или неисправности, оказывающие влияние на безопасность труда, не должна допускаться к эксплуатации.

3.18. Во избежание возможности возникновения пожара нельзя допускать скопление бумажной пыли на конструктивных элементах копировально-множительной техники.

3.19. Во избежание случаев электротравматизма выполнять любые работы по техническому обслуживанию учебного оборудования, находящегося под напряжением электрической сети, запрещается.

3.20. Преподавателю следует проявлять осторожность при передвижении по учебным классам и кабинетам, а также по территории образовательного учреждения.

3.21. При передвижении по образовательному учреждению следует обращать внимание на неровности на поверхности и скользкие места, остерегаться падения из-за соскальзывания.


 

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении каких-либо неполадок в работе учебного оборудования необходимо прекратить работу, выключить оборудование и сообщить об этом непосредственному руководителю для организации ремонта.

4.2. Преподавателю не следует самому устранять технические неполадки учебного оборудования.

4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.

4.4. Преподаватель должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале.

4.5. Если произошла травма вследствие воздействия электрического тока, то меры оказания первой помощи зависят от состояния, в котором находится пострадавший после освобождения его от действия электрического тока:

4.5.1. Если пострадавший находится в сознании, но до этого был в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение и до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом; ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться.

4.5.2. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, его следует удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и обеспечить полный покой.

4.5.3. Если пострадавший плохо дышит (очень редко и судорожно), ему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца; при отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхания и пульса) нельзя считать его мертвым, искусственное дыхание следует производить непрерывно как до, так и после прибытия врача; вопрос о бесцельности дальнейшего проведения искусственного дыхания решает врач.

4.6. При возникновении пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, внутреннего пожарного водопровода, установки пожаротушения и т.п.).

4.7. Преподаватель при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) обязан немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 01.

4.8. До прибытия пожарной охраны преподаватель обязан принимать меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.

4.9. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.


 

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы преподаватель должен выключить учебное оборудование и отсоединить сетевой шнур от электрической сети.

5.2. Преподаватель должен привести в порядок свое рабочее место, убрать дискеты, документацию и т.п. и проконтролировать, чтобы обучающиеся также навели порядок на своих учебных местах.

5.3. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

Рекомендуемые сайты

посмотреть все