РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА - 28 Апреля 2021 - Гуманитарный колледж
г. Тольятти, ул. Юбилейная, 59. Тел. +7 (8482) 51-05-54
Главное меню
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Педагог-психолог Гуманитарного колледжа 14 апреля 2021 г. Бондаренко О.В. приняла участие в семинаре-практикуме на тему «Психологическое сопровождение подростков группы суицидального риска в условиях образовательной организации», который на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Тольяттинский социально-экономический колледж".

 

На семинаре были представлены  критерии и возможные причины возникновения суицидальных мыслей и намерений с точки зрения неосознаваемых процессов психики. Также рассматривались техники психологической помощи людям, склонным к суициду.

 

В данной статье предлагаются психологические РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ.

Суицид - осознанное лишение самого себя жизни, намеренное самоубийство, самоповреждение с летальным исходом.

Суицидальное поведение - это проявление человеком суицидальной активности. Встречается как в норме, так и при психопатиях.

Парасуицид - акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти: покушение на суицид, попытка суицида.

Аутоагрессия - агрессия, направленная на себя самого, от различных самоповреждений и попыток причинить себе вред до завершенного самоубийства.  Чрезмерное чувство вины и самоедство вызывает желание наказать себя, причинить себе боль. Психологическая аутоагрессия ведет к физической аутоагрессии – самоповреждениям. Суицид - высший акт аутоагрессии с летальным исходом.

 

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ,

НА КОТОРЫЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

1.      Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2.      Уклонение от общения: нежелание идти в образовательное учреждение, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3.      Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4.      Изменения сна и/или аппетита (ест/спит болыше/меньше, чем раньше).

5.      Вялость, хроническая усталость.

6.      Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной никчемности.

7.      Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8.      Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

 

МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ

 

Миф № 1. Человек говорит о суициде из желания привлечь к себе внимание.

Факт: Человек, говорящий о суициде или совершающий суицидальную попытку, испытывает сильную душевную боль. Ему нужна помощь, и он старается сообщить об этом окружающим. Не игнорируйте угрозу суицида.  

Миф № 2. Человек совершает самоубийство без предупреждения.                 

Факт: суицидент дает окружающим много предупреждающих знаков80% самоубийц намекают на свой замысел и нуждаются в помощи.

Миф № 3.  Все самоубийцы страдают психическими расстройствами.         

Факт: Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Задумавший самоубийство чувствует беспомощность, безнадежность, и не видит выхода из возникших трудностей.

Миф № 4. Разговоры о суициде могут его спровоцировать уйти.                  

Факт: Разговор о самоубийстве не может быть причиной суицида и не подталкивает к нему. Откровенная, душевная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.

Миф № 5.  Люди, задумавшие суицид, просто не хотят жить.               

Факт: Подавляющее большинство суицидентов колеблются в выборе между жизнью и смертью. Суицидент скорее стремится избавиться от непереносимой душевной боли, чем действительно хочет умереть. И ВСЕГДА ЖДЕТ ПОМОЩИ.

Миф № 6. Не существует связи между суицидом и зависимостью.                

Факт: Зависимость от алкоголя, наркотиков, токсических веществ увеличивают риск суицида. Употребление алкоголя и наркотиков может привести к импульсивному поведению. Химическая токсикация искажает восприятие действительности, снижает способность критически мыслить. Большинство суицидов происходит в измененном, одурманенном состоянии.

 ВЫВОД: к любым проявлениям суицидальной активности человека следует относиться максимально внимательно, ни в коем случае не игнорировать, это всегда просьба о помощи.

Если человек попадает под влияние суицидальных мыслей в «суицидальную воронку», ему, как правило, без помощи извне невозможно самостоятельно справиться.

 

С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ НЕОБХОДИМО:

1.      ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

2.      анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

3.      учить ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;

4.      воспитывать привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

5.      не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

6.      не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

7.      обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

8.      записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

 

В СЛУЧАЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ:

1.      Попросите рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

2.      Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.

3.      Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.

4.      Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от  несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.

5.      Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и в семье.

8.      Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.

9.      При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

 

ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

•        Успокоиться самому.

•        Уделить всё внимание ребёнку.

•        Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

•        Дать возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

1.      Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2.      Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...?»

3.      Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4.     Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?

5.    Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

1.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу  и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом».

4.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу, психологу или психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи

 

 

 

Гуманитарный колледж Тольятти

Популярные темы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar