Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти - 2 Декабря 2016 - Гуманитарный колледж
г. Тольятти, ул. Юбилейная, 59. Тел. +7 (8482) 51-05-54
Главное меню
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти

30 ноября 2016 г. члены комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки, комиссии по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений, а также члены комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в рамках совместного заседания посетили г.о. Тольятти. Главной темой выездного заседания стало обсуждение  уникального опыта построения системы непрерывного гуманитарного и духовно-нравственного образования в г.о. Тольятти, а также возможностей развития и распространения этого опыта на региональном и федеральном уровне.

В мероприятии приняли участие члены сразу трех общественных палат: г.о. Тольятти, Самарской области и Российской Федерации. Представителем двух последних палат является  протоиерей Димитрий Лескин, который и стал одним из главных инициаторов этого знакового события. На заседании также присутствовали представители   Министерства образования и науки Самарской области, Самарской и Сызранской Митрополии Русской Православной Церкви, мэрии г.о. Тольятти, совета ректоров вузов Самарской области, образовательных структур и общественности города и региона. 

Необходимость такого совместного обсуждения назрела давно. Тревожные процессы деформации российского образования не могли остаться вне зоны внимания представителей общественности города и губернии: фундаментальные, формирующие личность человека, дисциплины сегодня активно замещаются в образовательном процессе на прикладные, рациональные, сугубо прагматические. Однако в Тольятти уверены: нельзя забывать о том, что гуманитарные дисциплины повышают интерес к ценностям жизни, дают возможность осознать свое место в ней, развивают мышление, внутренний мир, расширяют кругозор, формируют мировоззрение. По словам ректора Поволжского православного института имени Святителя Алексия, Митрополита Московского, директора Православной классической гимназии, доктора философских наук, кандидата богословия протоиерея Димитрия Лескина: «Мы сейчас столкнулись с очень серьезными вызовами гуманитарного и системного характера, на которые должны отвечать. Только большая, крепкая, духовно ориентированная  работа позволит сохранить нашу цивилизацию, позволит России оставаться Россией, Самаре – Самарой, всем нам оставаться самими собой. И так устроена наша общество, наша культура, наше сознание, что без большого проекта, без большого пути Россия своего успеха не мыслит». Модель непрерывного гуманитарного образования, реализуемую в Автограде, можно считать одним из таких важных стратегических проектов не только для города, но и для региона в целом.

Вначале своего визита участники выездного заседания ознакомились с образовательными учреждениями, которые формируют «модель непрерывного гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания»: Православной классической гимназией, Колледжем гуманитарных и социально-педагогических дисциплин и Поволжским православным институтом. Это знакомство с реальными результатами проекта непрерывной системы образования обогатило дискуссию, которая потом состоялась в рамках выездного заседания в  стенах института.

АНО «Православная классическая гимназия» открылась в Тольятти в 1995 году и сегодня осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. Гимназия, кроме того, является и крупным просветительским центром, который включает в себя центр дополнительного образования для взрослых, просветительский центр «Китеж», паломнический просветительский центр «Святая Русь», музей народной культуры «Русская изба», летний Православный межъепархиальный детский лагерь. При учреждении работают общедоступная библиотека, типография, телевизионная студия «Ставрос». На базе Православной классической гимназии родился ряд творческих проектов, известных уже далеко за пределами Самарской области: музыкальный театр, Всероссийский фестиваль академического и народного пения «Благодатное лето. Жигули» (при поддержке Министерства культуры РФ).

Традиции и подходы к образованию и воспитанию, которые сформировались в Православной гимназии, продолжились и получили развитие в учреждении среднего профессионального образования – открывшемся в 2010 году Колледже гуманитарных и социально-педагогических дисциплин, который реализует профессиональные образовательные программы социально-гуманитарного, педагогического образования, образования в области культуры и искусства и других отраслях.

«В учебный план колледжа включены дисциплины, которые не только формируют профессиональные компетенции, но и влияют на личностное развитие студента, формируют его мировоззрение на основе базовых национальных ценностей. Ценностно-смысловая ориентация студента – основополагающий принцип, – подчеркнула директор ГБПОУ СО «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, Митрополита Московского» Ирина Клименко. – Мы считаем, что выпускник Гуманитарного колледжа – это человек, полностью владеющий профессиональными компетенциями по выбранной специальности, а также, что не менее важно, – человек, готовый выражать и отстаивать свою общественную и гражданскую позицию, активный и ответственный участник общественный жизни. Гуманитарный колледж находится еще только в начале пути, нам еще многое предстоит сделать, но мы верим, что выбрали правильное направление развития, и его выпускники будут востребованы в различных сферах образования и социальной сферы города и региона в целом». Нужно отметить, что Гуманитарный колледж активно сотрудничает с общественными, молодежными и религиозными организациями. В самом образовательном учреждении активно развивается волонтерское движение.

В 2014 году в Тольятти был осуществлен первый набор на заочную форму обучения в Поволжском православном институте (в 2015 году – первый набор на очную форму обучения). Институт уникален уже тем, что это одно из немногих высших учебных заведений, созданных в эпоху, когда количество вузов стремительно сокращалось. Подготовка кадров ведется по пяти направлениям подготовки бакалавриата: педагогическое образование (профили: начальное образование, дошкольное образование, изобразительное искусство, информатика и информационные технологии), филология (профили: отечественная филология, зарубежная филология), теология, экономика, технология продукции и организация общественного питания. Сегодня институт готовится к государственной аккредитации образовательных программ и постепенно начинает обживаться в новом здании, построенном специально для него в неорусском стиле. 

«Институт позиционирует себя как вуз для подготовки специалистов для гуманитарной сферы и сферы образования. Особенности образовательный программ института: фундаментальная гуманитарная подготовка (всеобщая история, истории России, история религий, библеистика, философия, история и теория христианского искусства, русский язык, русская литература и православие), формирование компетенций, способствующих становлению и развитию системных представлений о духовном, природном и культурном многообразии мира, углубленное изучение иностранных языков (английский, немецкий, французский, итальянский), единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на традиционных духовно-нравственных православных ценностях», – рассказала первый проректор АНО ВО «Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского» Ольга Лышова. – Основное предназначение гуманитария – нести культуру в широком смысле и менять среду проживания общества. На сегодняшний день структура гуманитарного знания значительно изменилась: на первый план вышли интердисциплинарные подходы. Но, к сожалению, во многих вузах мы остаемся на позициях дисциплинарной подготовки. Тенденция развития современного общества связана с возрастанием роли социогуманитарной экспертизы всех решений, принимаемых на всех уровнях. Для выполнения этих функций необходима другая подготовка гуманитариев».

«Институт призван воссоздать качественно новый для Приволжского федерального округа, Самарской области и Тольятти тип образовательной, воспитательной и культурной среды, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Выпускник Православного института должен обладать системными представлениями о духовном, природном и культурном многообразии мира, хорошо ориентироваться в международном окружении при четком понимании уникального места православной русской цивилизации в глобальном социуме,подчеркивает протоиерей Димитрий Лескин.Только большая, крепкая духовно-ориентированная работа позволит России оставаться Россией. Мы столкнулись с очень серьезными вызовами и планетарного, и системного характера, к нам прикованы взоры миллионов и миллиардов. Так устроена наша цивилизация, наша культура, наше сознание, что без большого проекта, без большого пути Россия не умеет делать каких-то маленьких вещей. Как бы парадоксально это ни звучало, но православная цивилизация – это цивилизация межконфессиональная. Так же как русская цивилизация – цивилизация многонациональная. Об этом нужно смело и открыто говорить». 

Вопросам возрождения духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание и в других образовательных учреждениях Тольятти: так, группой творческих коллективов школ и детских садов был разработан городской проект «Духовное наследие», который призван обеспечить условия для регионального эксперимента по введению курса «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе (с 1 по 7 класс) и программы дополнительного образования «Добрый мир» в дошкольных учреждениях. «Включаясь в работу по изучению данного курса, мы поставили перед собой простые, понятные всей общественности, родителям и детям цели: передать подрастающему поколению великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе православия», – рассказала директор МБУ г.о. Тольятти «Школа № 26» Ирина Сафронова. В эксперимент, стартовавший 1 сентября 2015 года, вошли 11 школ и 6 детских садов города, для консолидации ресурсов была создана Ассоциация образовательных учреждений. 
Начав реализацию проекта, педагогические коллективы столкнулись с рядом проблем: недостаточной информированностью родителей, которые сомневались в том, что предмет «Основы православной культуры» может быть практически полезен их детям, недостаточной подготовкой учителей, переживающих из-за ответственности, которая ложится на них. Но разъяснительная работа с родителями, курсы повышения квалификации для учителей дали свои плоды. «В начале реализации проекта перед практиками вставал вопрос: как сделать так, чтобы и детям, и взрослым была понятна нравственная сторона православия? Как необдуманными действиями не навредить, не оттолкнуть детей? Предмет предполагает живое общение ребенка и взрослого насущных человеческих проблемах и взаимоотношениях. Это не должно быть просто предметом. Это целая система работы, подчеркнула Ирина Сафронова. – С января 2017 года 4 учреждения получили статус городской опорной инновационной площадки по созданию сетевой модели организации воспитывающей среды посредсвом православной культуры как механизма становления духовно-нравственной личности обучающихся».

Участники заседания – представители общественности Самары и Тольятти, представители органов власти и местного самоуправления – высоко оценили потенциал реализуемого в Автограде образовательно-воспитательного проекта. 

«Никогда обучение не ляжет на душу ребенка, если не будет духовной составляющей, если не будет воспитательного эффекта от того метода, которым мы пытаемся донести до ребенка знания, умения и навыки», – выразила уверенность первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Екатерина Кузьмичева, отметив, что о необходимости создания алгоритма непрерывного образования, в том числе и гуманитарного, речь ведется очень давно, и что именно на подобных дискуссионных площадках могут прозвучать значимые предложения, требующие изменений на уровне регионального и федерального законодательства, которые субъекты законодательной инициативы в лице представительных органов власти и общественных институтов готовы будут поддержать. 

«За последние годы, очень непростые годы для России, и семья, и школа, и общество в целом многое утратили в вопросах духовно-нравственного воспитания. Утрата ценностей, ориентиров, традиций – само по себе очень серьезная проблема. Но еще страшнее их подмена чуждыми для российского общества образцами и ценностями, несущими в себе разрушительную для него силу. Пришло время обратиться к нашей многовековой истории, к нашему многовековому опыту и начать сознательно создавать условия для духовного возрождения, формирования национальной идентичности, для формирования качеств личности человека – гражданина своего Отечества, и на этой крепкой основе интегрироваться в мировое культурное пространство, – считает заместитель министра образования и науки Самарской области Лариса Загребова. – Для этого уже делается немало. Но главное, чтобы все наши действия и усилия выстраивались в целостную систему, которая обеспечила бы создание единой духовно-нравственной среды, где совершенно естественным образом наши дети осваивали и усваивали бы духовные и нравственные образцы и ценности». 

«Даже в условиях дефицита бюджета мы не можем забывать о воспитании подрастающего поколения. Можно перетерпеть и ездить по плохим дорогам, но нельзя допускать того, чтобы души наших детей занимали те, кто заложат им неправильное понимание истории нашей страны», – уверен председатель комиссии по вопросам культуры, физической культуры и спорта, межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты г.о. Тольятти Владимир Колосов

«Дети – основа, достояние государства. Ценности, которые они усвоят, должны служить для возрастания величия нашей страны. Молодое поколение должно реализовываться в своей стране. Сегодня недостаток в воспитании традиционной российской культуры у наших детей ведет к тому, что молодые люди ориентируются на совершенно другие ценности, и государство уже не может на них рассчитывать. Поэтому модель, которая сегодня реализуется в Тольятти, – это то, что необходимо нашему обществу, государству для воспитания ответственности у детей за будущее страны. И общественные институты, и органы власти должны этому всячески содействовать», – заметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными, силовыми органами и ОНК Виктор Полянский

«Перед нами стоят не только внешние, но и внутренние вызовы, которым невозможно противостоять без подобных образовательных учреждений. Социально-экономическая ситуация толкает молодежь в направлении принятия простых, но неправильных решений. Подобные вещи нужно купировать на том этапе, когда у молодых людей еще нет сильного позыва реализовать себя. Этим проблемами серьезно и системно занимаются на уровне органов власти и местного самоуправления. Но без внутреннего стимула, который закладывается здесь, в таких образовательных учреждениях, эта работа не будет иметь результатов», – поддержал коллег заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Дмитрий Камынин

«В рабочем порядке мы обобщим и сформулируем рекомендации по итогам состоявшегося сегодня выездного совместного заседания. Но главным пунктом этого решения, очевидно, будет пункт о поддержке тех инициатив, которые воплощаются здесь, в Тольятти, и о необходимости распространения этого уникального опыта», – резюмировал заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, председатель комиссии по вопросам образования и науки Вадим Чумак.

По материалам  сайта Общественной палаты Самарской области

 

 

 

Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Выездное заседание Общественной палаты Самарской области и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в Тольятти
Гуманитарный колледж Тольятти

Популярные темы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar